ГБПОУ

"ПЕНЗЕНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

имени Константина Апполоновича Савицкого"

440026, Россия, г.Пенза, ул. Богданова, дом 1/6

телефон(8412)56-65-73, 52-22-39

e-mail: phu@bk.ru

ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

 

 

 

Храм искусств

 

 

В правом верхнем углу автограф рукой К.А. Савицкого: «Пензенское художественное училище». Это наиболее ранняя из известных фотографий, изображающих построенное здание Пензенского художественного училища. Слева на фотографии, напротив углового входа в училище, на противоположной от него стороне Средне-Пешей улицы к столбу фонаря прикреплена афиша. Она извещает о благотворительных вечерах с постановкой «живых картин». Такие вечера устраивались училищем до 1917 года достаточно часто и регулярно. Известны фотографии театрализованных постановок живых картин: «Сцена в Японии», «Греки на молитве», «Русалки» и «Апофеоз Пензы». Все постановки и фотографии с них сделаны были К.А. Савицким. Можно предположить, что и фотография здания училища, также сделанная К.А. Савицким, относится к периоду постановки этих живых картин. Благотворительный вечер с постановкой упомянутых живых картин проходил в здании Дворянского Собрания дважды: 21 и 23 февраля 1899 года. Первый в пользу Приюта для девочек Общества неимущих. Второй — недостаточных, то есть бедных учеников художественного училища. На этих вечерах продавались фотографии с живых картин, съемка же, видимо, производилась чуть раньше, на репетициях. В пользу установления февральской даты съемки училища говорит также и то, что в марте-апреле месяце 1899 года был озеленен двор училища, а вдоль здания по улицам Средне-Пешей и Садовой (сейчас это улицы Богданова и Лермонтова) были высажены каштаны. На представленных фотографиях их еще нет. Как нет и пристенных фонарей у парадного входа в училище. Справа от училища, вверх по Садовой улице, видно здание с башенкой — это Городская Управа. На переднем плане у входа в Лермонтовский сквер, как видим, располагалась стоянка легковых извозчиков. Услугами их неоднократно пользовался К.А. Савицкий.

 

Фотограф Б.И. Вальдман. После 1908 
Эта фотография неоднократно издавалась в Пензе и в качестве открытого письма имела широкое хождение среди гостей и жителей города. Собственно, она изображает южную часть города в панораме Пензы, снятой с колокольни Спасского кафедрального собора. На ней видны кроны деревьев лермонтовского сквера, Садовая улица со зданием художественного училища, начало и часть застройки по Средне-Пешей улице, в другом конце этой улицы уже окраина города. На крыше здания училища с его восточной стороны видны два световых фонаря, освещавших мастерские натурного и фигурного классов. Ближайший из них к улице Садовой был возведен в 1908 году исполняющим дела директора А.Ф. Афанасьевым, дальний — в 1901 году директором К.А. Савицким. Оба фонаря существуют и поныне. Сквозь кроны деревьев лермонтовского сквера просматривается его планировка (дорожки и площадки), фрагменты застройки (входные ворота с Садовой улицы, цветочная оранжерея и круглая клумба). Слева от училища в начале Средне-Пешей улицы видно белое, угловое здание — это Пензенское отделение Государственного банка. За училищем среди городской застройки возвышается церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделами Михаила Архангела и Трем Святителям вселенским. Столбы проводной электропередачи возле училища появились уже в конце 19 века, но только в 1908 году в нем впервые зажглись электрические лампы. В январе 1908 года училище торжественно отметило первое десятилетие своей деятельности. Было произнесено много добрых слов о состоянии дел в  училище и пожеланий процветания ему в будущем. К этим дням в музее развернули две грандиозные выставки. Одна из них представляла ученические работы (академические рисунки и живописные этюды) за два предыдущие учебные года, другая — «Выставка картин учащихся» — творческие работы. Ученики почувствовали вкус к выставкам картин после организации в городе «Кружка пензенских художников», проводившем свои выставки с 1906 года. На них имели возможность выставляться не только художники-преподаватели, но и ученики. Эти выставки вызывали огромный интерес у горожан.

Фотография, изображающая вид здания Пензенского художественного училища со Средне-Пешей улицы, как и предыдущая, распространялась как открытое письмо. По ней можно детально рассмотреть окружение здания училища. Слева на фотографии виден угол жилого дома. Он не сохранился. Причем на более ранних открытках подобного вида этот жилой дом встречается деревянным на каменном одноэтажном основании. Видимо, к началу 1910-х годов он был обложен кирпичом и декорирован изящными лепными деталями. После проведенного в начале 1970-х годов капитального ремонта здание полностью утратило всякое архитектурное убранство. В начале 2010-х годов его начали расселять, а в 2016-м — снесли. И это был последний дом из современных училищу. На фотографии к деревянному забору жилого дома вплотную примыкает забор училища с въездными воротами во двор: это шесть кирпичных рустованных столбов с кованой решеткой и воротами между ними. Он сохранился. Подобный забор с въездными воротами был также и с правой стороны от училища по Садовой улице. За училищем и Садовой улицей видна будка сторожа лермонтовского сквера и входные ворота на его территорию. За сквером просматривается Спасский кафедральный собор и колокольня. С нее была сделана предыдущая фотография. Можно предположить, что обе эти фотографии сделаны были Б.И. Вальдманом в один день. В пользу этого говорят некоторые детали: сходное состояние погоды и освещения, отсутствие листвы на деревьях и высота каштанов около училища, посаженных, напомним, в 1901 году. В 1913 году здание было капитально отремонтировано к 15-летию деятельности училища.

 

В 1926 году здание училища было вновь капитально отремонтировано. За это время оно вместе со своими обитателями пережило мировую войну, революции, гражданскую войну, послевоенную разруху, несколько пожаров. В нем размещались и Экспедиция Заготовления  Государственных бумаг, эвакуированная из Петрограда, и госпиталь с тифозными больными, и штаб военной части, школы I и II ступеней, жилые квартиры. Училищный музей в 1919 году преобразовали в самостоятельный Пензенский художественный музей, а уже в 1925-м он был введен в состав Пензенского краеведческого музея как его художественный отдел с оставлением на прежнем месте, т.е. в здании училища. К этому времени Пензенское художественное училище путем неоднократного реформирования было преобразовано в Пензенские свободные государственные художественные мастерские, затем в Пензенские художественно-технические мастерские, художественный техникум и с 1925-го художественно-педагогический техникум. В ходе ремонта 1926 года вместо разбитых дверей и окон вставлялись новые. Здание заново было оштукатурено, окрашено, остеклено и электрифицировано. Сложены новые печи и восстановлена кровля. На правом столбе крыльца входа в здание с угла улиц Садовой и Средне-Пешей установили табличку с наименованием нового образовательного учреждения. Вход в экспозицию художественного отдела, как и до революции, осуществлялся через парадный с улицы Садовой. В музее, согласно с новым тематическим разделением, в 1927 году проведена перевеска экспозиции, в ней появился отдел новых течений. Можно сказать, что с него началась новая советская эпоха в жизни музея.

Разгул революционных преобразований в стране перехлестывал. Зачастую обязательные к исполнению на местах директивы разных, а то и близких по деятельности ведомств противоречили друг другу. Согласование их проходило долго, до тех пор пока выдвинутая сверху задача не разрешалась как-то сама собой. Крупные территориальные переделы, слияние и разделение соседних губерний в Края и Области, переподчинения местных учреждений дополняли картину мятущейся жизни. С 1930 по 1932 год в училище прошла последняя радикальная реформа художественного образования. Она проводилась под ультрареволюционными лозунгами о классовой борьбе со старым искусством и его старорежимными представителями. В 1932 году был возвращен пост директора (его занял И.В. Владимиров) сначала техникума, а затем с 1936 года вновь Пензенского художественного училища. До этого года в нем с 1910-го преподавал академик живописи Н.Ф. Петров, художник высокого профессионализма и культуры. Ему было предложено переехать в Ленинград для преподавания во Всероссийской Академии художеств. В год съемки этой фотографии он вел группу живописцев станкового отделения, где был и М.В. Бунчин, которому эта фотография принадлежала. На ее обороте он написал: «Техникум, в котором я учусь». Завершив здесь образование, он вместе с Н.Ф. Петровым и другими пятью учениками выехал в Ленинград. Война прервала их обучение в институте на последнем курсе, а в конце 1941 года скончался в блокаде и Н.Ф. Петров. После победного завершения войны М.В. Бунчин приехал в Пензу и продолжил дело своего учителя.

Эта маленькая по размерам фотография (чуть больше спичечного коробка) дорога уже тем, что именно ее носили в карманах гимнастерок художники, ушедшие на фронты Великой Отечественной войны. Молодые, совсем еще мальчишки, они уносили вместе с этой карточкой светлые и мирные воспоминания о своих учителях, о первой встрече с искусством, как о первой своей любви. В училище разместили эвакуированную из столицы Центральную музыкальную школу при Московской консерватории им. П.И. Чайковского. Здесь они жили вместе со своими учителями, а учились в здании Пензенского музыкального училища на ул. Богданова, где сейчас размещается Музыкальная школа №1. Здание училища было переполнено жившими в нем служащими и их семьями.  Художественный отдел краеведческого музея после передачи его в 1937 году Областному комитету по делам искусств стал называться Картинной галереей при художественном училище. Она вместе с училищем и сотрудниками стойко переносила все тяготы военного времени. Многие помещения в здании, в том числе и картинной галереи, плохо отапливались, стены промерзали насквозь, крыши текли, окна забивали фанерой. Благодаря деятельному служению И.С. Горюшкина-Сорокопудова на посту директора училище как образовательное учреждение искусства не было закрыто, а здание сохранено от разрушений. В 1943 году здесь было широко отмечено 75-летие И.С.Горюшкина-Сорокопудова: он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, ему присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств. Летом следующего 1944 года отмечались 100-летия рождения первого директора училища К.А. Савицкого и другого «передвижника», художника И.Е. Репина. И во время войны училище жило напряженной художественной жизнью. Студенты и преподаватели выпускали плакаты, писали картины, устраивали выставки и читали лекции.

По завершении Великой Отечественной войны в стране начался долгий и трудный период восстановления экономики, культуры и образования. Только в конце 1940-х годов в училище был проведен ремонт. Поновили отделку фасадов и внутреннюю окраску учебных помещений. Тогда же, в 1948 году на главном фасаде здания была, наконец, установлена мемориальная доска из чугуна в память первого директора училища К.А. Савицкого. Она была изготовлена еще в 1944 году к торжествам, проходившим в Пензе. На этой фотографии ее мы видим на белом карнизе между первым и вторым арочными окнами первого этажа. Мемориальная доска чуть прикрыта кроной молодого деревца, посаженного на газоне между тротуаром и проезжей частью Садовой улицы. В 1991 году эта доска была заново установлена внутри училища на стене при входе в квартиру, где до 1905 года жил К.А. Савицкий. На фасаде здания, рядом с мемориальной доской между вторым и третьим окнами была установлена доска с официальным названием образовательного учреждения: «Пензенское художественное училище». После войны вход в училище сделали с парадного. Улица Садовая в 1952 году, как в первые годы существования училища, была еще покрыта булыжной мостовой. Вскоре ее заменит асфальт. В конце 1954-го из здания училища проводят в последний путь академиста, ученика И.Е. Репина и директора училища тяжелых военных лет И.С. Горюшкина-Сорокопудова. Прах его обретет покой рядом с могилой К.А. Савицкого. В год 50-летия кончины художника К.А. Савицкого, в 1955 году, художественному училищу и картинной галерее, размещавшимся в одном здании, было присвоено его имя. С именем Савицкого в училище стали возвращаться полузабытые во время войны традиции, привитые его первым директором. Это: ежегодные областные выставки художников и выставки дипломных работ студентов училища и праздничные вечера в актовом зале.

 

В 1960 году здание Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого постановлением Совета Министров РСФСР постановлено на государственную охрану как памятник истории, культуры и архитектуры. Фотография, которую Вы видите, одна из немногих, представляющих училище накануне пожара, случившегося в марте 1969 года. Здесь еще виден венчавший училище красивый четырехсторонний купол с круглым окном-тондо и двумя вазами, симметрично установленными на парапете выше центральной части здания. Все эти детали, к сожалению, были утрачены во время пожара, «в результате которого нарушена куполообразная крыша, разрушены лепные карнизы, здание покрылось копотью, нарушена внутренняя конструкция актового зала». В течение года были проведены внутренние восстановительные работы. Интерьеры училища и картинной галереи вновь обрели свой торжественно-белый наряд, и, казалась, ничто уже не напоминало о недавнем страшном пожаре, кроме ровной кровли на месте былого купола. Его тогда восстанавливать не стали. В 1968 году произошло очень важное событие. На торжественном вечере, посвященном 70-летию училища, директором Р.В. Анохиной было провозглашено об открытии Музея его истории. Отклик был щедрым. Со всех уголков великой страны благодарными выпускниками присылались фотографии, книги, каталоги и творческие работы. Вскоре в помещении бывшей мастерской К.А. Савицкого была открыта первая экспозиция нового музея. В том же 1968 году художник и краевед М.В. Валукин в своем выступлении на вечере высказал честную мысль о том, что первоначальный академический период истории училища должен служить образцом правильной организации художественного образования. На фотографии старое здание училища как будто бы спит, укрывшись снегами. Высокие сугробы и занесенные дороги доносят до нас дыхание и морозный аромат тихой провинциальной Пензы. 

Фотография, сделанная каким-то неизвестным студентом училища, дарит и сегодня зрителям почти осязаемое ощущение замедленного хода исторического времени. Эпоха недолгих правлений умирающих старцев: Брежнев, Черненко, Устинов... Оцепенелость и усталость во всем: в погоде, деревьях, обезглавленном здании училища. Даже в людях, поднимающихся по ступеням крыльца и идущих, казалось бы, в одном направлении, но при этом смотрящих в разные стороны. То же и в здании: слева от входа под фонарем вывеска «Пензенского художественного училища им. К.А Савицкого», а справа — Пензенской картинной галереи, тоже «им. К.А. Савицкого». В зиму 1986 года картинная галерея переехала из училища в здание бывшего Пензенского горисполкома. Преподавателями старшего поколения отъезд картинной галереи из здания училища переживался трагически. Процесс реформирования училищного музея, начатый за 65 лет до этого, завершился разрывом живых многолетних связей. Тогда в училище стали создавать новый музей.

По Указу Президента Российской Федерации №176 от 20 февраля 1995 года здание училища является Памятником истории и архитектуры Федерального значения. К 100-летию открытия Пензенского художественного училища имени К.А. Савицкого были проведены капитальные ремонтно-восстановительные работы его здания: произведена незначительная перепланировка помещений, полностью восстановлена внутренняя и наружная отделка, воссоздан купол, разрушенный пожаром 1969 года. Вдоль главного фасада по улице Лермонтова возведена подпорная стенка, а на газон между ней и проезжей частью установлены уличные фонари, вполне подходящие архитектуре здания. Все эти работы создали качественно более высокий уровень благоустройства здания и даже обновили облик училища. Оно как бы смахнуло с себя ставшую привычной дряхлость и стало вновь молодым. В год своего столетия училище было награждено медалью «Достойному» от Российской Академии художеств. За ней последовали победы на многих конкурсах и смотрах. Училище стало набирать ход. В след за столетием открытия училища в него пришли и другие юбилеи, теперь уже связанные с событиями жизни преподавателей и учеников. Традиционно училищные торжества развертываются в главных его помещениях: актовом и выставочном залах, объединенных единым пространством парадной лестницы. И это совсем не случайно. Именно здесь раскрывается архитектурный замысел старого здания. Фотограф Санталов О.П. (февраль 1998) #пху_савицкого #культура58 #храм_искусств

Главную роль в организации пространственной драматургии парадной лестницы играет дневной свет. При ориентации здания училища с севера на юг большое окно, практически освещающее всю лестницу, подает на нее свет с южной стороны. Поэтому всякий входящий с парадного крыльца начинает свое восхождение по лестнице к солнечному свету южного окна. В его свете во всех градациях теней и тончайших рефлексах прочитывается каждая деталь архитектурной декорации парадной лестницы: стены из чередующихся классических пилястр с капителями и циркульных арок, мощных блоков-рустов, своды, опирающиеся на изящные подпружные арки и сложные карнизы. При всем разнообразии деталей, ее строй гармоничен и строг. Сразу же от входа видим уходящую вверх лестницу и окно, воспринимая свет как цель своего восхождения. Но лестница — не сплошной марш из монотонных ступеней. Она связывает собой несколько уровней от самого нижнего — тротуар у крыльца (как «земного») до пола верхнего (как «небесного») этажа здания. Проходя по ней, преодолеваем четыре марша разной длины и четыре площадки разной конфигурации и размеров: тесные и сумеречные внизу, наверху они становятся просторными и светлыми. Видимо, количество маршей и площадок лестницы соотносимо с числом художественных классов, проходимых в академическом обучении: гипсовом орнаментальном, гипсовом головном, гипсовом фигурном и натурном. Ведь восхождение по парадной лестнице с каждым пройденым шагом ощущается и понимается как расширение творческих возможностей человека. Последний ее марш, теперь в направлении с юга на север и соответствующий натурному классу, преодолевается уже не прежним «земным», а новым человеком, очищенным и наполненным солнечным светом. На площадку второго этажа он вступает уже посвященным служителем Аполлону-Мусагету, потому что второй этаж училища — это Музейон — храм муз и их покровителя Аполлона. Так оно и есть. В выставочном зале, унаследовавшем функции Художественного музея, а затем и картинной галереи, сосредоточены музы изящных и прикладных искусств: живописи, графики, пластики, скульптуры и истории. В актовом — музы пения, поэзии, музыки и театра. Муза умной архитектуры, как сам Аполлон собирает их вместе для служения классическому и высокому Искусству. #Культура58 #пху_савицкого #храм_искусств

 

На фотографии центральная часть здания Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого после ремонта здания 2014 года. Виден восстановленный в 1997–1998 годах купол над центральным ризалитом здания. На этой фотографии особенно заметны сочно вылепленные, выразительные детали наружного архитектурного убранства здания. Конечно же, символически они раскрывают внимательному зрителю назначение величественной постройки. Вход в здание обрамлен портиком из двух муфтированных колонн тосканского (самого простого) ордера, увенчанных фризом и треугольным фронтоном. Они украшены только модульонами и простыми по форме кронштейнами. Слева и справа от портика два металлических кованных пристенных фонаря, освещающих вход в училище. Выше над входом расположено большое арочное окно, дающее свет в аванзал парадной лестницы училища. Оно украшено двумя полуколоннами ионического ордера и аркой с красивым лепным замковым камнем. Ниже этого окна над фронтоном входного портика строителями здания установлена лепная розетка, изображающая шестилепестковый цветок. Она принята в качестве неофициальной эмблемы Пензенского художественного училища и украшает собой каталоги и афиши его выставок. Розетка стилизованного цветка лотоса обращена на север. Именно оттуда приходил к древним грекам Аполлон-Гиперборец, держа в руках Символ совершенства — лотос. Слева и справа от верхнего окна, в нишах между парными пилястрами с капителями сложно-коринфского ордера расположены две металлические литые вазы-урны, придающие зданию мемориальный и посвятительный характер. Над вазами эмблемы свободных и прикладных искусств, впервые в русской истории объединенные в одном учебном заведении и под одной крышей. На эти пилястры опирается открытый фриз, где раньше крепилась металлическая доска с указанием полного титульного названия: «Пензенское художественное училище имени Николая Дмитриевича Селиверстова». Выше него фронтон, внутреннее поле которого изображает кифару, обвитую растительным орнаментом и лентами — главную эмблему покровителя искусств Аполлона-Кифареда. Раньше этот фронтон венчался литым из металла акротерием, а выше него на парапете были установлены еще две меньшие по своим размерам вазы. Над фронтоном и парапетом возвышался четырехсторонний купол с круглым окном-тондо, выходящим на сторону главного входа в училище. Как видим, по мере возвышения меняется, нарастает модус сочетаемости деталей, становясь при этом все более сложным и разнообразным. Вся эта драматургия сочетания архитектурных деталей и их расположения на фасаде здания раскрывает нам символическую картину памятника архитектуры. Ее главный смысл сводится к изображению восхождения ученика-художника снизу от мрака обыденности к божественному свету, в Мастера, служащего покровителю искусств Аполлону. Здесь же историческое начало академической традиции в художественном образовании. Вот уж воистину, здание училища — это храм искусств, это храм Аполлона, а училище — это малая Академия художеств, хранящая прекрасную и живую академическую традицию. Учиться и работать здесь — великая честь.